Внешняя вспышка для canon. Как выбрать внешнюю фотовспышку - советы новичкам. В отдельный разряд вспышек можно выделить макро-вспышки

Никакая вспышка никогда не заменит полноценного студийного освещения (хотя, при работе в студии с несколькими внешними вспышками можно пользоваться такими же световыми схемами). Но именно вспышка позволяет получать правильно экспонированные кадры при недостатке света в условиях репортажной съёмки – в первую очередь в помещениях. А также сильно выручает при освещении достаточном, но неправильном, создающим резкие и неприглядные тени – например, ярким летним днём или в контровом свете.

Современные внешние вспышки чрезвычайно интеллектуальные устройства, способные достаточно качественно освещать сцену без вмешательства фотографа – самостоятельно определяя все необходимые параметры. Это, безусловно, очень хорошо для любителей, ещё не вполне владеющих техникой, и для профессионалов при работе в жёстких условиях репортажа. Но это и плохо тем, что сложные алгоритмы оценки и настройки параметров требуют тесного взаимодействия вспышки с камерой.

Поэтому ведущие производители фототехники производят обычно и вспышки для своих камер. Так, для зеркалок, а так же некоторых компактов Canon (например, Canon PowerShot G12) предлагается линейка вспышек Canon SpeedLite. Линейку можно подразделить на любительский (бюджетный), полупрофессиональный и профессиональный сегмент.

Любительская модель - Canon SpeedLite 270EX отличается от встроенных вспышек DSLR и компактов лишь несколько большей мощностью импульса. И большим, по отношению к оптической оси объектива, углом падения света (за счёт размеров вспышки), позволяющим реже сталкиваться и бороться с такой проблемой как «красные глаза».

Полупрофессиональные - Canon SpeedLite 430 EX, Canon SpeedLite 430EX II. Эти вспышки обладают большей мощностью импульса, позволяющей эффективнее подсвечивать фотографируемую сцену в сложных световых условиях, «доставать» более удалённые объекты. Эти вспышки имеют также подвижную головку, поворачиваемую в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Подвижная головка даёт возможность снимать в отражённом – от стен или потолка – свете.



Профессиональная Canon SpeedLite 580EX II, помимо ещё большей мощности и больших углов поворота головки, имеет возможность «зумирования» - подстройки подсвечиваемой площади под поле зрения объектива при конкретном фокусном расстоянии. Ещё одно важное отличие – существенно меньшее время перезарядки для очередного «блица» и возможность подключения различных внешних блоков питания. Наконец, Canon SpeedLite 580EX II выполняется в надёжном, защищённом от пыли и влаги, корпусе.

Помимо названных, компанией Canon предлагаются некоторые специальные вспышки. Например, Macro Ring Lite MR-14EX и Macro Twin Lite MT-24EX для макросъёмки, крепящиеся на объективе.

Кроме «родных» вспышек для Canon, на рынке во множестве представлены модели сторонних производителей – Acmepower, Nissin, Sigma. Все они отличаются зачастую большим функционалом (например, автозумирование в полупрофессиональных моделях) при той же или меньшей цене, чем вспышки Canon. К сожалению, нередко вспышки сторонних производителей менее надёжны и оперативны в работе исключительно в силу «недопонимания» между вспышкой и камерой – те или иные режимы (кроме, пожалуй, TTL-замера) могут отрабатываться некорректно или не работать вовсе.

Несколько особняком стоят вспышки Metz. Фирма Metz занимается производством вспышек давно и серьёзно и некорректная (неизбежная в некоторых случаях) работа с отдельными моделями камер с лихвой окупается обширностью модельного ряда, обилием различных аксессуаров, более гибким управлением, уникальными возможностями и конструктивными особенностями (как, скажем, второй «глаз» для подсветки переднего плана).

При выборе конкретной модели вспышки главное, на что нужно обратить внимание – «ведущее число». «Ведущее число» вспышки – максимальное расстояние в метрах, на котором при ISO 100 и f/1.0 можно получить достаточно освещённый для правильной экспозиции объект, по сути, мера мощности вспышки. Это максимальное расстояние будет уменьшаться пропорционально уменьшению относительного отверстия, и расти пропорционально увеличению светочувствительности. Для зумируемой головки оно так же будет зависеть от угла рассеивания.

Всё остальное: углы поворота головки (в одной или в двух плоскостях, максимальные значения, количество положений), наличие зумирования (авто, мануальное, отсутствует), время зарядки конденсатора для следующего импульса – по желанию или необходимости для конкретных задач.

27233 Повышаем мастерство 0

Общение с победителем одного из наших , получившего приз за победу - фотовспышку, натолкнуло на мысль о пробеле в уроках фотошколы сайта: как и по каким критериям выбирать фотовспышку. Конечно же, этот урок надо было разместить в курсе , но раз уж объявили об окончании публикаций материалов этого раздела, но помещаем его в курс "Повышения мастерства". Как говорится: лучше поздно, чем никогда.

Практически все современные фотокамеры оснащены встроенными фотовспышками. Но, как мы уже выяснили в по основам работы со вспышками - толку от них мало, «минусов» не меньше, чем «плюсов». Тогда как «накамерная», внешняя вспышка, монтируемая на разъем "горячий башмак" (убедитесь, что он есть у вашей камеры), не только более мощная, но и позволяет использовать и прямой, и отраженный свет (поскольку ее «голову» можно направить вверх или повернуть в сторону), подсветить тени или, например, фотографировать длиннофокусной оптикой. Учитывая разнообразные потребности фотографов, производители выпускают разнообразные вспышки.

Итак, вы твердо решили купить вспышку для своего фотоаппарата. И это правильно! Как правильно сделать выбор? Какую вспышку выбрать? Эти вопросы часто беспокоят начинающего фотографа, который решился на покупку серьезного источника света и недоволен встроенной вспышкой.

Фирмы-бренды, производящие вспышки

Сегодняшний рынок по продаже фототехники предлагает большое количество различных вспышек от различных производителей. Большинство компаний, такие как Nikon, Canon, Sony и другие, производящие фотоаппараты, выпускают свои, "фирменные" вспышки. На эту категорию, обычно, обращают внимание в первую очередь при выборе вспышки.

Но есть и несколько независимых производителей, таких как Metz, Nissin или Sigma, а также набирающие силу китайские изготовители, как Yongnuo. Разница в цене с фирменными может заставить вас обратить внимание именно на эту категорию. Но прежде, чем купить ту или иную "не родную" вспышку, нужно убедится в том, что она подходит в вашей модели фотокамеры. Это указывается в маркировке вспышки (например, for Canon).

"Горячий башмак" камер Canon и Nikon

Очень важно, чтобы вспышка интегрировалась с системой автоэкспозиции вашего фотоаппарата, а также включала в себя другие полезные функции. Вспышки, которые не совместимы с "горячим башкаком" вашей камеры - работать не будут.

Типы внешних вспышек

Вспышки бывают разных форм и размеров, что может относить их к различным жанрам фотографии.

Camera-top вспышки, которые монтируются сверху фотоаппарата непосредственно на «горячий башмак», над видоискателем. Это самые распространенные и популярные вспышки.

Ringflash - кольцевые вспышки, которые наиболее часто используют макро- и фэшн-фотографы. Кольцевая вспышка концентрирует свет вокруг объектива и убирает тени. Надевается, как правило, непосредственно на объектив и подсоединяется к «горячему башмаку» через устройство сопряжения.

Twinflash - работают по тому же принципу, что и кольцевые вспышки, подсвечивают объект съемки и исключают тени. Можно подсоединять дополнительные вспышки и вращать их вокруг объектива.

Hammerhead - (типа «молоток») благодаря своей мощности и дальнобойности - это любимая вспышка свадебных фотографов и репортеров. Крепится сбоку фотоаппарата на резьбу для штатива через кронштейн.

Выбор правильного типа вспышки зависит от ваших потребностей в жанре, в котором вы снимаете.

Характеристики фотовспышек

1. Ведущее число. Все вспышки принято оценивать по ведущему числу. ВЧ - это максимальное расстояние (в метрах) от фотовспышки до снимаемого объекта при котором обеспечивается получение нормально экспонированного изображения (в зависимости от светосилы вашего объектива и значения светочувствительности матрицы) и означает максимальную энергию светового импульса фотовспышки.

Если в паспорте вашей вспышки указано, что ведущее число равно, например, 38 при ISO 100, то это значит, что для широко распространенных китовых зум-объективов с максимальной диафрагмой 3,5 вы получите расстояние работы вспышки 38/3,5=10,8 метров. Для увеличения этого расстояния необходимо увеличивать чувствительность матрицы ISO, но до значений, при которых не будет повышенных шумов.

2. Система экспозамера фотовспышки . Существует 3 способа определения экспозиции при работе со вспышкой.

1 - Ручной режим. В ручном режиме вы сами определяете какие установить экспозиционные параметры. Для этого используются специальные таблицы зависимости экспозиции от режима мощности вспышки и расстояния до объекта. Или изменять мощность в зависимости от результатов съемки путем внесения коррекции, оценивая результат по гистограмме. Мы не будем вдаваться в подробности этого способа, поскольку он может понадобиться только в довольно редких случаях студийной съемки.

2 - Автоматический режим. В этом режиме перед главным импульсом вспышка производит ряд очень коротких импульсов, практически незаметных глазом, датчик вспышки анализирует отраженный сигнал и на основании расчета устанавливает режим работы для получения правильной экспозиции. Все происходит очень быстро и практически незаметно для фотографа. Преимущество этого способа состоит в том, что он может использоваться с фотоаппаратами любого типа, в том числе устаревших моделей.

3 - Автоматический TTL ("through the lens") режим. Также как и в простом автоматическом режиме, вспышка производит предварительный каскад импульсов, но приемник сигнала стоит не в самой вспышке, а в фотоаппарате, после объектива. Это самый точный способ экспозамера, поскольку световой поток анализируется после прохождения через объектив, т. е. это именно тот свет, который создает изображение на матрице. Конкретная техническая реализация автоматического TTL режима в фотоаппаратах различных марок различна, но принцип действия аналогичен рассмотренному. Плюс режима TTL в том, что вспышка работает в автоматическом режиме, и вы не делаете каких-то специальных настроек. Минус в том, что TTL-вспышки стоят дороже.

Во многих современных фотовспышках присутствуют все три режима, что расширяет сферу их применения для разных фотоаппаратов и условий съемки.

3. Минимальное время перезарядки — это промежуток времени, за которое фотовспышка зарядится и будет готова к съёмке следующего кадра. Чем меньше это значение, тем лучше вспышка и она более удобная в работе.

4. Поворот головки вспышки в различных плоскостях. Самые маловыразительные кадры получаются при фронтальном освещении, поэтому возможность направлять поток света в разные стороны — очень полезное свойство вспышки.

5. Наличие зума рефлектора фотовспышки согласовывает угол рассеяния светового потока от вспышки с углом поля зрения объектива. Очень полезная функция, поскольку позволяет увеличить расстояние до снимаемого объекта при использовании зуммирования или сменных объективов с разным фокусным расстоянием.

6. Наличие дополнительных рассеивателей. Многие производители выпускают для своих вспышек специальные светорассеивающие приспособления, позволяющие еще больше устранить влияние резкого направленного света и получить мягкое естественное освещение.

7. Возможность создания системы освещения из нескольких фотовспышек. Современная электроника позволяет создать систему из связанных между собой фотовспышек, в которой одна является ведущей и посредством своего импульса управляет остальными ведомыми через встроенные в них специальные датчики. На ведомых вспышках можно установить необходимую мощность импульса и тем самым реализовать практически любую систему освещения объекта аналогично студийному свету.

8. Наличие светодиодной подсветки для съемки видео. Последние разработки вспышек стали содержать эту удобную функцию.

9. Габариты и вес вспышек напрямую зависят от перечисленных выше характеристик. Согласитесь, что компактную по размерам вспышку сложно оснастить большим количеством функций и элементов питания.

Другие характеристики - наличие гнезда подключения внешнего источника питания, возможность съемки определенно большого количества кадров, качество дисплея вспышки и объем выводимой на него информации - не столь важны для любителя, и нами не рассмотрены. При необходимости, вы легко разберетесь с ними.

И последний совет по теме. Перед покупкой очень внимательно изучите инструкцию к той вспышке, которую вы собираетесь приобрести. Современная фотовспышка - довольно сложный электронный прибор, с множеством функций и возможностей. Поэтому внимательно прочитав руководство пользователя, возможно, вы откроете для себя много нового и интересного, и сделаете окончательный выбор.

На сегодня - это все, что мы хотели вам рассказать. Удачного вам выбора и всего самого фотографического!

Гид по выбору фотовспышки
Когда речь заходит о фотовспышках, то многие фотографы вам скажут, что встроенную в фотоаппарат вспышку нельзя использовать, она только портит кадры. И в общем случае это так, нельзя просто так, бездумно использовать встроенную вспышку. Ее нельзя направить в сторону, слаба мощность не даст нужного эффекта и можно найти еще много других причин почему нельзя использовать встроенную вспышку. Но выход есть – накамерные фотовспышки.

Фотовспы́шка - источник искусственного освещения, предназначенный для создания кратковременных световых вспышек большой интенсивности. Применяется в фотографии при условиях недостаточной освещённости и съёмке быстродвижущихся объектов.

Основным элементом электронной фотовспышки является импульсная ксеноновая лампа, которая представляет собой запаянную стеклянную или кварцевую трубку, наполненную ксеноном под низким давлением. В противоположные концы трубки впаяны электроды, а на её поверхности находится электрод зажигания, представляющий собой полоску токопроводящей мастики, фольги или отрезок проволоки. К электродам подключен электролитический конденсатор большой ёмкости, который разряжается через газовую среду при подаче высоковольтного импульса на электрод зажигания при замыкании синхроконтакта.
Современная фотовспышка это довольно сложное техническое устройство способное сильно улучшить и разнообразить ваши фотографии.
Но для начала давайте разберемся в существующих технических характеристиках фотовспышек.

Технические характеристики

Тип вспышки – большинство современных вспышек крепятся на специальное крепление на фотоаппарате – «горячий башмак» и представляют собой небольшой параллелепипед с поворотной верхней частью в которой и находится сама лампа вспышки. Подобные вспышки принято считать "обычными". Однако существуют и специализированные вспышки, лампа или несколько ламп которой крепятся на объектив. Это так называемые «кольцевые вспышки », основное их применение макросъемка, когда при использовании обычной вспышки объект съемки может оказаться в тени от объектива.

Ведущее число – основной параметры вспышки характеризующий ее мощность. По сути это просто условное число, описывающее мощность фотовспышки. Более мощной вспышке соответствует более высокое значение ведущего числа. Часто ведущее число обозначается в метрах – «м», это связанно с тем, что по сути ведущее число это расстояние до снимаемого объекта, при котором вспышка может обеспечить его нормальное освещение, но при условии, что чувствительность равна 100 ISO, а диафрагма – единице. Но и в определении ведущего числа есть отдельные хитрости которыми грешат производители. Во-первых, для большинства современных камер базовой чувствительностью является ИСО 200, а не 100, соответственно некоторые производители стали производить замеры на ИСО 200, а значит они получают в двое большее ведущее число. Во-вторых, многие вспышки оборудованы механизмом зумирования вспышки, а чем более узконаправленный световой пучек мы делаем, тем на большее расстояние он способен достать, соответственно ведущее число указывают на максимальном значении зума, хотя ранее для всех вспышек было принято указывать ведущее число для положения зума 35 мм ЭФР. Одни из самых мощных фотовспышек обладают ведущим числом 60 м .

Длительность вспышки – длительность импульса вспышки. Это длительность самого импульса света, в большинстве случаев не оказывает критического влияния на кадр и зависит от выбранной мощности импульса (на минимальной мощности длительность самая короткая, на максимальной – самая длинная). Данный параметр важен в тех случаях, когда необходимо "заморозить" какое-то очень быстрое движение, например брызги воды.

Скорость синхронизации – минимальная выдержка на которой фотовспышка полностью попадает в кадр. Ограничение связанно с используемыми в фотоаппаратах шторно-щелевыми затворами, что не позволяет вспышке на коротких выдержках отразиться на всем кадре, в результате чего получаются темные полосы на фотографиях. Для большинства современных фотоаппаратов скорость синхронизации ограниченна 1\160 – 1\250 секунды.

Крепление – в основном фотовспышка крепиться на башмак фотокамеры , но существуют варианты размещения на объективе – специализированные кольцевые вспышки . Также до недавнего времени при креплении на башмак выделялось две разновидности крепления – стандартный «горячий башмак» и собственный разъем Sony, однако не так давно и компания сони перешла на стандартный «горячий башмак». Отдельно стоит отметить что у разных производителей разные группы контактов в самом креплении, общий только один основной «центральный» контакт.

Поворотная голова – в общем случае фотовспышка состоит из двух частей – основание с креплением и элементами управления и «голова» с лампой вспышки. И именно эта голова может оснащаться поворотным механизмом. Это необходимо для управления светом, отражение его в потолок\стены для изменения светового рисунка. Соответственно фотовспышки могут оснащаться поворотной головой , или быть неподвижными .

Угол поворота головы – возможные углы поворота головы вспышки как по горизонтали, так и по вертикали. Для вертикального угла значение может быть отрицательным – наклон вниз, но как правило в пределах 7° . В верх предел отклонения 120° в этом случае голова поднимается полностью вверх, в потолок и немного откланяется назад, но большинство фотовспышек могут отклоняться вверх только на 90° , чего как раз достаточно для направления фотовспышки в потолок..

Поддерживаемые режимы – список поддерживаемых ручных и автоматических режимов. В том числе поддержка автоматических режимов для разных производителей фотоаппаратов – у каждого производителя фотоаппаратов своя собственная система автоматики, которая не совместима с фотовспышками других производителей. Однако отдельные производители фотовспышек могут выпускать одинаковые фотовспышки, но под разные системы, которые будут совместимы с вашим фотоаппаратом.

Элементы питания – формат используемых элементов питания и их количество. Как правило, используются стандартные элементы питания АА или ААА , при частом использовании фотовспышки рекомендуется использовать аккумуляторные элементы питания.

Высокоскоростная (FP) синхронизация – синхронизация с фотоаппаратом на коротких выдержках. Фотовспышки поддерживающие данную функцию могут синхронизироваться с камерой на выдержках до 1\8000 секунды. Ограничение на скорость синхронизации можно обойти довольно интересным способом, достаточно производить не одну вспышку за кадр, а серию вспышек таким образом, при прохождении затвора получается освещенным весь кадр. Но подобный режим синхронизации снижает максимальную мощность импульса так как требуется короткая серия из нескольких импульсов, что не оставляет времени на перезарядку вспышки.

Зумирование – параметр схожий с таковым у объективов, при зумировании вспышки получается более узкий пучек света, что позволяет осветить более удаленные объекты, но меньшей площадью. Зумирование может быть как в автоматическом режиме, когда зум во вспышке подстраивается под показания фокусного расстояния установленного на объективе, так и в ручном режиме .

Время перезарядки – параметр влияющий на время повторного использования вспышки после ее срабатывания. Как правило указывается для максимальной мощности. Также данный параметр зависит от используемых элементов питания (в том числе их заряда) и выбранной мощности вспышки.

Удаленное управление фотовспышкой позволяет менять все настройки вспышки с фотоаппарата, и даже работать с удаленной вспышкой в режиме TTL. Более бюджетные варианты фотовспышек могут только срабатывать от импульса накамерной вспышки (или любой другой) – это так называемый «поджиг» . В подобных фотовспышках есть фотоловушка, сигнал с которой и производит запуск вспышки. Все это позволяет отказаться от использования специализированных устройств для синхронизации, но и несет определенные сложности – все вспышки должны «видеть» управляющую, так как и управление настройками и поджиг осуществляется по оптическому каналу.

Макросъемка
Для любителей макросъемки есть специальные фотовспышки – кольцевые . Это вовсе не означает что излучающий элемент фотовспышки будет в форме кольца или круга – есть примеры двух-трех небольших ламп размещенных по кругу. Все дело в креплении данных фотовспышек – они крепятся на объектив и располагаются так, чтобы можно было осветить предмет съемки со всех сторон. За счет того, что объект съемки находится очень близко, то фотовспышке не нужна высокая мощность. Как правило подобные фотовспышки редко обладают ведущим числом более 25 м.

Питание фотовспышки
В качестве элементов питания современные фотовспышки используют батарейки формата АА или в редких случаях ААА . Используемые батарейки и их количество будут напрямую влиять на скорость перезарядки вашей вспышки, а значит и на возможность использования фотовспышки при серийной съемке. Так, например, если фотовспышка использует всего два элемента питания, то скорость перезарядки может растянуться на 5-7 секунд, что может сильно ограничить вам съемку. А вот при использовании 4 элементов питания скорость перезарядки значительно сокращается. Естественно, не последнюю роль тут играет и качество элементов питания, так что при постоянном использовании фотовспышки советую присмотреться к аккумуляторам, это позволит и значительно сэкономить на покупке батареек, и позволит использовать фотовспышку более эффективно. Также есть фотовспышки с возможностью подключения внешнего питания .

Итоги

На первый взгляд количество и запутанность параметров фотовспышки заставят испугаться любого новичка, что может сделать выбор фотовспышки очень трудным. Но при покупке фотовспышки достаточно придерживаться нескольких основных правил:
1) Определиться нужны ли вам автоматические режимы работы , если да, то выбирайте совместимую с вашим фотоаппаратом фотовспышку по названию TTL системы (Canon - E-TTL, E-TTL II ; Nikon - i-TTL , Oilympus и Panasonic – Oilympus TTL, Fujifilm - Fujifilm TTL; Sony - ADI-TTL).
a. При необходимости высокоскоростной синхронизации убедиться в ее наличии и поддержки вашей камеры.
b. Для удаленного управления – убедиться в поддержки данного режима.
1.1) Если наличие автоматических режимов вам не столь важно, и вы готовы к ручному управлению параметрами фотовспышки, то выбираем мануальные фотовспышки, что позволит вам существенно сэкономить.
2) Определиться с необходимой мощностью фотовспышки. Чем мощнее тем более дальнее расстояние способна осветить вспышка, быстрее перезарядка, больше вес и габариты и естественно выше стоимость.
3) Уложиться в отведенный бюджет.
А остальные специфические параметры необходимо выбирать исходя из ваших нужд и возможностей.

Хорошо, когда в кадре присутствует много света, будь то солнечный свет или искусственный свет от ламп и прожекторов. Но зачастую условия съемки таковы, что фотографу приходиться самостоятельно обеспечивать себя нужным количеством света. Встроенная накамерная вспышка – не помощник фотографу. Она слишком маломощная, поэтому позволяет осветить лишь очень небольшой пятачок прямо перед камерой. Встроенная вспышка из-за близкого расположения к объективу часто дает неприятный эффект красных глаз. Вдобавок, она лишена многих полезных функций, которые обеспечивают более гибкие возможности для управления светом. Выход только один – это покупка хорошей внешней вспышки, которая может пригодиться в самых разнообразных съемочных ситуациях. На что обратить свое внимание при выборе этого полезного аксессуара?

Характеристики

Разумеется, в первую очередь, при выборе внешней вспышки необходимо внимательно изучить ее характеристики. Нужно отметить, что вспышки сегодня представлены в довольно широком ассортименте, разница в функционале и технических характеристиках между отдельными моделями бывает довольно ощутимой. Можно выделить следующие наиболее значимые характеристики вспышки:

— Мощность

Один из главных параметров, на которые нужно ориентироваться при выборе искусственного источника света – это мощность. В случае со вспышками мощность указывается как ведущее число – макс. дистанция в метрах, с которой получается хорошо экспонированный кадр при ISO 100 и f/1.0. Соответственно, чем выше этот параметр, тем на большее расстояние вспышка способна «бить» светом.

Ведущее число = расстояние х диафрагменное число

Например, у модели Canon Speedlite 580EX II это значение достигает 58, что является высоким показателем. Для сравнения ведущее число встроенных вспышек составляет, как правило, 10 – 12. В линейках производителей имеются вспышки разной мощности. Более мощная вспышка позволит Вам освещать более объемные помещения и подсвечивать объекты, находящиеся на более дальней дистанции от камеры. Но, разумеется, и стоят такие вспышки дороже.

— Автоматический режим (TTL )

Чтобы вспышка давала световой импульс оптимальной мощности для каждой конкретной сцены, она должна уметь работать в TTL-режиме. TTL-технология предусматривает, что фотоаппарат замеряет экспозицию и определяет оптимальную мощность вспышки. Работает это следующим образом. Перед основным световым импульсом вспышка делает очень короткий импульс для оценки освещения сцены. Датчики в камере фиксируют этот импульс и определяют, какова должна быть мощность основного импульса, чтобы получился качественный кадр. Разные компании используют свои варианты данной системы, которые именуются P-TTL, I-TTL или E-TTL, но все они основаны на одном и том же принципе. Если Вы покупаете вспышку, удостоверьтесь, что она поддерживает TTL-режим. Для профессиональной студийной съемки желательно, чтобы устройство еще и предлагало ручную настройку мощности импульса.

— Поворотная головка

Поворотная головка – полезная шутка. Устройство с поворотной головкой дает возможность менять направление света, например, перенаправляя его в потолок или стены, чтобы добиться мягкого, рассеянного освещения. У наиболее бюджетных вариантов вспышки нет такой головки, поэтому они могут снимать только «в лоб». Это существенно ограничивает область их применения. Такие вспышки стоит использовать только в качестве дополнительных, если требуется создать подходящее освещение сцены из нескольких источников света. Для повседневной съемки лучше выбрать устройство с головкой, которая бы могла поворачиваться вверх на угол не менее девяноста градусов. Лучшим же вариантом будет вспышка с поворотной головкой, вращающейся на все сто восемьдесят градусов.

— Диапазон зуммирования

У вспышки должна быть возможность зуммирования. Зум используется в тех случаях, когда съемка ведется оптикой с переменным фокусным расстоянием. Зуммирование позволяет вспышке адаптироваться под угол обзора объектива, то есть «фокусироваться» непосредственно с оптикой. Понятно, например, что при съемке телевиком луч света должен быть более узким и длинным, нежели при использовании широкоугольного объектива. Чисто технически зум представляет здесь специальную рассеивающую линзу, которая располагается перед лампой вспышки. Перемещаясь, эта линза изменяет рассеивание светового потока. У бюджетных вспышек подобного зума нет в принципе.

— Ведущие и ведомые

Metz Mecablitz 58 AF-2 digital (есть режим ведомой вспышки)

Когда используется сразу несколько вспышек одновременно, необходимо убедиться, что устройства способны работать в группе. В этом плане все вспышки делятся на ведущие и ведомые. Ведущая крепится на камере и может рассылать команды другим устройствам, с какой мощностью нужно давать световой импульс. Ведомые же вспышки способны только выполнять эти команды. Таким образом, съемка с несколькими вспышками требует, чтобы хотя бы одна из них была способна выступать в роли ведущей. Нормально взаимодействовать друг с другом могут лишь вспышки от одного производителя.

— Совместимость

Естественно, внешняя вспышка должна быть совместима с Вашим фотоаппаратом. Можно приобрести вспышку Canon и она, конечно, будет полностью совместима с зеркалкой этого же производителя, обеспечивая бесперебойную и надежную работу. Но ведь вспышки сегодня выпускают и сторонние производители. Например, большой популярностью пользуются вспышки Metz, Sigma, Nissin или Acmepower, которые отличаются хорошей функциональностью и привлекательной ценой. Покупка вспышки сторонних производителей выгодна с точки зрения цены, но нужно обязательно убедиться в том, что устройство полностью совместимо с конкретной моделью фотоаппарата. Неоригинальные вспышки могут быть менее стабильными в работе.

— Наличие диффузора

Диффузор – это рассеиватель света на вспышке. Очень полезная особенность вспышки для того, чтобы получать более равномерное, рассеянное освещение фотографируемой сцены.

Это далеко не полный перечень характеристик вспышки. Из дополнительных параметров можно отметить, в частности, возможность синхронизации по передней или задней шторке. А также питание вспышки — возможность питания от пальчиковых батарей и скорость перезарядки.

Выбор вспышки

Изначально определитесь с нужными Вам характеристиками и оцените свой бюджет на покупку. Чем дороже стоит вспышка, тем больше е нее мощность и тем больше она имеет различных функциональных «наворотов». Перед покупкой стоит определить, какими функциями Вы действительно будете пользоваться, чтобы не растратить деньги впустую.

Все представленные на рынке вспышки можно условно разделить на несколько категорий. Во-первых, это бюджетные, недорогие вспышки, мощность которых выше, чем у накамерных, однако, с другой стороны, они не предоставляют широких возможностей для использования отраженного света. Но для домашней съемки, фотографирования семейных портретов нет смысла приобретать более дорогую вспышку. У устройств этой ценовой категории зачастую отсутствует поворотная головка, поэтому направить ее в стену невозможно. То же самое касается и зума. Получается, что кроме прибавки в мощности они ничем не отличаются от накамерных. К бюджетным вспышкам, например, можно отнести модель Nikon SB-500.


Все же бюджетные вспышки с минимумом функционала – не самый оптимальный вариант. Лучше заплатить чуть больше, но купить полупрофессиональную вспышку, которую при необходимости можно будет направить в сторону. Она даст нужное количество света для освещения кадра и, ко всему прочему, обладает возможностью зуммирования. К этому классу устройств, в частности, относятся вспышки Nikon Speedlight SB-700 и Canon SpeedLite 430EX. Эти вспышки можно рекомендовать для любительской и несложной профессиональной съемки.


Наконец, последний класс устройств – это мощные профессиональные вспышки. Они более громоздкие, но очень мощные, обладают поворотной головкой, зумом, способностью быстро перезаряжаться и множеством функциональных настроек. Вспышка вроде Nikon Speedlight SB-910 или Canon 580EX II просто необходима, если Вы собираетесь профессионально снимать репортаж. Такие устройства могут выполнять роль, как ведущей, так и ведомой вспышки. Если Вы любите макросъемку, то стоит обратить внимание на особый класс устройств – макро вспышки. Они обладают небольшой мощностью. Макро вспышка крепится непосредственно на фотоаппарат, благодаря чему свет от нее будет идти прямо на снимаемый предмет.

Итак, при выборе вспышки оцените ее технические параметры и функционал, определитесь с тем, для какой цели Вы планируете ее использовать. При проверке понравившейся вспышки в магазине попробуйте нацепить ее на свою камеру и сделать с ее помощью несколько тестовых кадров с разных расстояний. Если на полученных кадрах не будет пересветов, значит вспышку можно покупать.

Практически все современные фотокамеры оснащены встроенными вспышками, но их мощность довольно-таки мала. Репортажная и художественная съемки требуют использования мощных внешних вспышек , о которых мы и поговорим в этой статье.

Внешние вспышки предоставляют гораздо больше возможностей — например, их свет можно направлять в нужную сторону, а не только вперед. Кроме того, их мощность существенно расширяет пространство, в котором может проявить себя фотограф.

В следующем разделе мы поговорим обо всех важных технических характеристиках фотовспышек, а в конце предоставим вашему вниманию десять отличных моделей для камер разных производителей и кошельков разной толщины. Стоит отметить, однако, что подбирать вспышку лучше все же самому — нужно учесть и репутацию ее производителя, и условия съемки.

Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание

Совместимость

Первое, в чем нужно убедиться при покупке вспышки — ее совместимость с камерой, с которой вы хотите ее использовать. Одни вспышки могут быть использованы только с моделями одного производителя, другие универсальны и могут быть подключены к разным камерам благодаря особенному креплению.

К примеру, вспышки Canon предназначены только для камер Canon, а вот вспышки какого-нибудь стороннего производителя могут быть предназначены для более широкого круга устройств. Естественно, совместимость всегда указана в документации и на упаковке — проверьте эту информацию перед совершением окончательного выбора.

Крепление

Подавляющее большинство современных вспышек крепятся прямо на корпусах камер с помощью специальных «башмаков», которые обычно обеспечивают еще и электронный контакт для синхронизации всех элементов конструкции.

Самые мощные и тяжелые вспышки, впрочем, могут устанавливаться и на резьбу или на стойку — отдельно от камеры, например, на какой-нибудь штатив. Их синхронизация обеспечивается с помощью кабеля или беспроводного соединения. Такие вспышки используются тогда, когда света нужно действительно много.

Существуют и вспышки, которые крепятся на объектив — двухламповые и круговые. Они используются для съемки разных объектов вблизи.

Тип вспышки

Двухламповые и круговые вспышки, как мы уже написали выше, отлично подходят для макросъемки. Расположение двух ламп можно менять, чтобы получить нужные углы освещения, а круговая вспышка позволяет получить ровное освещение без теней.

Также в продаже можно встретить специальные вспышки для съемки под водой и вспышки, которые обеспечивают постоянный свет. Все зависит от того, что именно нужно фотографу, и в каких условиях он собирается создавать снимки.

Ведущее число

Один из главных параметров любой вспышки. Ведущее число — условная характеристика, которая описывает силу света вспышки. Оно получается в результате умножения расстояния до объекта съемки (максимальное расстояние, на котором освещение получается приемлемым) на диафрагменное число.

Ведущее число у встроенных вспышек недорогих компактных камер составляет 10-12, у более дорогих зеркальных моделей — до 20. Ведущее число у внешних вспышек обычно (значительно) выше 20.

Перезарядка

Скорость перезарядки вспышки зависит от ее электронной начинки, конденсатора, источника питания и множества других факторов. Важным этот параметр будет для тех, кто делает много снимков в короткий период времени — например, при репортажной съемке. В этом случае чем меньше максимальная скорость перезарядки, тем лучше.

Также стоит обратить внимание на длительность вспышки. Она зависит от режима работы устройства и не должна быть меньше времени, на которое открывается затвор камеры. Опять же, все зависит от того, как именно вы снимаете.

Дисплей

Наличие у вспышки собственного дисплея позволяет видеть все настройки и информацию о режиме работы — обращаться с такой вспышкой гораздо проще. Некоторые дисплеи оснащены подсветкой, которая обеспечивает возможность работы в темноте.

Габариты и вес

Вес и размеры вспышек в зависимости от типа, ценовой категории и предназначения могут различаться очень сильно. В общем случае они не так уж важны, но их стоит учитывать, если вам предстоит часто таскать камеру и аксессуары к ней в сумке или рюкзаке.

Поворотная головка

Наличие поворотной головки позволит изменять угол наклона вспышки, в результате получая другое освещение сцены. Во многих случаях это позволяет еще и сделать освещение более естественным. Чем больше возможные углы поворота, тем лучше, но не всем фотографам они могут пригодиться — переплачивать не стоит.

Синхронизация

Все современные фотовспышки «общаются» с камерой посредством электронного интерфейса, согласовывая срабатывание с другими элементами устройства. Важная в некоторых случаях функция — FP-синхронизация, которая позволяет вспышке переходить в режим стробоскопа, освещая сцену с очень высокой частотой. Благодаря этому возможна съемка в бурст-режиме — несколько кадров в секунду.

Также вспышки могут синхронизировать свою работу по передней или задней шторке затвора. Это позволяет получить эффект смазанности фона объекта при его движении.

Как уже было сказано выше, некоторые модели имеют специальный разъем для подключения кабеля синхронизации. Такие вспышки обычно крепятся на собственных штативах, а не на камере.

Если в работе вы хотите использовать несколько вспышек в беспроводном режиме, одни из них будут «ведущими» (master), а остальные — ведомыми (slave) (естественно, они должны поддерживать эти функции). Ведущие передают все нужные настройки на ведомые с помощью ИК-передатчиков. Также в качестве ведущей вспышки можно использовать и отдельный блок управления.

Углы освещения

Некоторые вспышки поддерживают автоматическую настройку угла освещения. Такие модели получают информацию об угле обзора объектива от камеры и освещают только его, что позволяет существенно экономить заряд батарей или аккумуляторов. Вспышки с ручной регулировкой угла освещения понравятся тем фотографам, которые хотят получить в итоге что-то необычное. Важно убедиться в том, что угол освещения вспышки как минимум равен углы обзора вашей камеры / объектива.

Также в продаже есть модели с широкоугольным диффузором — съемной пластиной, которая оптически увеличивает угол освещения, рассеивая свет. Этот диффузор пригодится в случае использования камеры с широкоугольным объективом.

Поддержка режимов

Мощность вспышки может автоматически регулироваться с помощью технологии TTL и ее вариантов. Принцип достаточно прост — когда сенсоры камеры улавливают достаточное количество света, она передает эту информацию на вспышку, и та отключается.

К примеру, в моделях Canon применяется технологии E-TTL и E-TTL II (усовершенствованная версия), в моделях Canon — D-TTL, в моделях Nikon — i-TTL.

Большая часть вспышек позволяет регулировать мощность вручную — на тот случай, если камера TTL не поддерживает. В этом случае все зависит от квалификации фотографа. В трудных для точных расчетов условиях полезной может оказаться также функция брекетинга — когда система делает несколько снимков с разной мощностью освещения.